
Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» - центр традиционного российского буддизма
В 1945 г. вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского Храма «Хамбинское Сумэ» в селе Средняя Иволга. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.
Сегодня это - самый крупный монастырский буддийский комплекс России, центр традиционного российского буддизма, резиденция двух Пандито Хамбо Лам - Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ».
История появления дацана неразрывно связана с Великой Отечественной войной. Ведь в середине 1930-х годов буддийские храмы стали закрывать, хубараков распускать по домам, а ламы подверглись репрессиям, были расстреляны или отправлены в лагеря. Но когда немецко-фашистские войска подошли близко к Москве, Сталин собрал представителей всех религий и обратился с просьбой всесторонне помочь в борьбе с фашистами, пообещав в дальнейшем открыть храмы этих конфессий. Именно тогда из лагерей были отпущены ламы, из которых формировались небольшие отряды и отправлялись в госпитали на фронт: в условиях нехватки медикаментов, особенно средств анестезии, умение лам воспользоваться буддийской медициной пришлось как нельзя кстати. Лам-тантристов же собрали в Москве, где они провели специальный сильнейший ритуал, который вызвал небывалые для центра России морозы - их сразу назвали «сибирскими». Это сильно ударило по боеспособности немецкой армии и помогло нашим войскам перегруппироваться. В самой республике те ламы, которые скрывались в подполье, вышли из него и стали активными участниками образованного Общества помощи фронту. На старо-бурятском языке были отпечатаны листовки с призывом помогать фронту, ламы ездили по самым дальним улусам, распространяли листовки и собирали денежные средства, мясо, выделанные шкурки, которые отправлялись на фронт. В архивах сохранились документы, свидетельствующие о передаче достаточно больших средств в банк - на них потом были построены самолёты для фронта.
Десять лам получили за время Великой Отечественной войны благодарности от главнокомандующего, и именно с ними они поехали в конце войны в Москву - ведь Сталин обещал открыть дацаны. В результате было разрешено передать верующим один из сохранившихся храмов в п. Агинское - так возобновились хуралы в Агинском дацане, а в Бурят-Монголии стали выбирать место для будущего буддийского монастыря. Восстанавливать молебны в Тамчинском дацане (прежней резиденции Хамбо Лам) отказались сразу - слишком далеко он находился от столицы - г. Верхнеудинска. Поэтому место для нового дацана выбрали одновременно труднодоступным для верующих и, в то же время, не столь удалённым от Верхнеудинска - чтобы легче было вести контроль за ламами и их посетителями.
Первый храм - нынешний Чойра дуган - это переданный по тому же постановлению от 03.05.1945 «бывший молитвенный дом «мани»», в 1945 году в нем начали проходить первые хуралы, а первый большой молебен - на Сагаалган - прошёл в Иволгинском дацане в феврале 1946 года.
В настоящее время в Иволгинском дацане 10 храмов, включая Дворец Хамбо Ламы Этигэлова. Отдельное строение – оранжерея, в которой с 1956 года находятся привезенные из Бодхгаи (Индия) саженцы дерева бодхи – того самого, под которым Будда достиг просветления. В оранжереи поддерживается особый влажностно-температурный режим, оба саженца проросли и стали настолько большими, что ради них пришлось расширить оранжерею. С 2014 года, после визита Президента России В.В.Путина и во многом благодаря президенту, на территории дацана появился литейный цех «Эрхим Дархан» («Искусный мастер»), где происходит литье буддийской скульптуры из бронзы.
На территории монастырского комплекса находится также высшее учебное заведение, в котором вот уже в течение 19 лет готовят будущих лам – Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Первого Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева.
С 2002 года внимание мировой общественности приковано к Иволгинскому дацану как к месту нахождения XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова, который сумел сохранить своё тело неизменным в течение 75 лет, пока он находился в кедровом саркофаге под землей. Ученые, столкнувшиеся с этим явлением, не нашли ему аналогов в своей практике и мире и ввели в науку понятие «феномен Этигэлова». В настоящее время Пандито Хамбо Ламе Этигэлову 168 лет, из них последние 18 лет он находится в дацане, к нему устремляются большие паломнические потоки верующих со всех сторон света, чтобы увидеть своими глазами живую буддийскую святыню, поклониться ему или попросить о чем-то важном.
В 2019 году благодаря гранту Президента России в дацане появился Музей истории Иволгинского дацана, в котором собраны исторические материалы, свидетельствующие о становлении буддизма в Бурятии с 1730-х годов и о линии преемственности Пандито Хамбо Лам, а также о миротворческой деятельности лам в советский период. Впервые в музее собраны фотографии всех Ширээтэ Лам Иволгинского дацана – непосредственных участников развития этого монастыря.
Иволгинский дацан, как действующий монастырский комплекс, постоянно развивается и разрастается, в настоящее время здесь возводится новый главный храм – Согчен дуган, который станет самым большим буддийским храмом в нашей стране.
Алла Намсараева,
руководитель службы информации и связей с общественностью Иволгинского дацана